Живем ради акций?
Весь мир отметил 50-летие полета Юрия Гагарина в космос. В Самаре, признанной космической столице России, этот праздник прошел тихо и почти незаметно. Где-то в центре города власти, конечно, собирали ветеранов авиационно-ракетной промышленности, высокое начальство говорило им хорошие слова об их неоценимом вкладе в становление отрасли, дарило старикам памятные медали и грамоты.
На рабочей окраине в "ЦСКБ - Прогресс", бывшем 1-ом авиазаводе, в цехах которого и собирались двигатели для большинства советских космических кораблей, люди продолжали жить своей обычной непростой жизнью. Новых грандиозных заказов, а значит, новых рабочих мест здесь в скором времени не предвидится. В честь праздника работников предприятия в прошедший вторник отпустили с обеда домой.
12 апреля 1961 года мне было немного меньше двух лет, и, естественно, я не могу помнить события того дня. Моя мама рассказывала потом, что узнала о запуске первого человека в космос от прохожих на утренней прогулке со мной. Совершенно незнакомые люди поздравляли друг друга, обнимались. Несколько дней шли стихийные демонстрации, митинги, посвященные этому полету. Мама не помнит больше такой радости, единения людей с мая 1945 года. Да, искорки у всех в глазах видны даже сейчас на старых черно-белых фото, на кадрах кинохроники того времени. Такого не снимешь и сейчас с компьютерными спецэффектами.
В 60-70-е годы самарцы, тогда куйбышевцы, по особому относились к каждому космическому полету в СССР. Все знали о причастности нашего города к этим запускам. У многих на 1-ом авиазаводе работали родственники, друзья, знакомые друзей и т.д. И о предстоящих стартах на Байконуре нам становилось известно, как правило, за несколько дней, несмотря на жуткую секретность. Потом следили: вовремя ли отсоединились ступени при выходе на орбиту, нормально ли проходит полет. Переживали, если запуск переносился.
Мы, мальчишки и девчонки той поры, конечно же, мечтали о межгалактических полетах. Тренировались для этого, клеили, выпиливали из чего придется модели различных спутников и кораблей.
Для старшеклассников работала в то время городская "Школа юных летчиков-космонавтов". Отбор в нее был построже, чем в иной институт. Сначала проверяли здоровье поступающего, затем его знания. С "троечниками" о приеме туда даже не заговаривали. Ребята ездили в эту школу несколько раз в неделю после основной учебы. Им читали лекции ученые, они изучали точные науки по углубленной программе.
Давали там детям и хорошую спортивную нагрузку, водили их в походы. Никто, по-моему, из выпускников той школы в отряд космонавтов не попал. Однако многие из них стали хорошими летчиками, высококвалифицированными конструкторами, инженерами, работающими на том же "ЦСКБ - Прогресс". Худо ли бедно, о смене поколений тогда заботились, искали способных, талантливых молодых людей.
Самым масштабным мероприятием нынешних торжеств у нас в городе было составление живой надписи - "САМАРА КОСМОС 50"- на главной площади, площади им. В.В.Куйбышева. Надпись сфотографировал пролетающий спутник, теперь этот снимок будет храниться в музее, публиковаться в различных альбомах о местных славных делах.
Для этой акции в Самару свезли три тысячи студентов со всей области. Несколько дней с ними репетировали, строили в огромные буквы, чтобы в момент съемки не произошло накладок. Молодым людям объяснили, что так они впишут свою страницу в историю родного края. Остается лишь надеяться, что не все из ребят поверили в эти увещевания и проявят себя когда-нибудь в более серьезных работах.
После окончания акции перед измученными, продрогшими на волжском ветре студентами, как водится, выступили столичные и самарские рок-группы. Все это организаторы почему-то упорно называли флэшмобом. Да, флэшмоб с долгими репетициями и рок-концертом - действительно новое слово в культурологии и достойно отдельной записи. Только в каком ее разделе? Пока непонятно. Может, как казус?
Лет 10 назад Самаре отдали старую учебную ракету-носитель "Союз Р-7", служившую когда-то тренажером для космонавтов в Плесецке. Власти города установили эту 60-метровую махину на одном из центральных проспектов. Рядом вскоре построили небольшой музей "Самара космическая" со скромной экспозицией: фотографиями космонавтов, несколькими их личными вещами, моделями советских спутников и двигателями "ЦСКБ - Прогресс".
На днях около ракеты с шумом открыли . Он "выполнен в популярной сейчас технике ландшафтной скульптуры", то есть без постамента. Космонавт в оранжевом скафандре и белом гермошлеме как бы направляется к кораблю перед стартом. Но световой фильтр гермошлема закрыт, лица не видно. И неясно: кто внутри? Если бы не было написано на шлеме "СССР", то могло бы показаться, что по Самаре гуляет инопланетянин.
Едва услышав о его открытии, я хотел снять "Космонавта" для данного поста. Но когда увидел первые видео и фото памятника в местных СМИ, рука не поднялась фотографировать, стереотипы прошлого взяли верх, уж извините.
Показал фото "Космонавта" из газет своим родителям, инженерам-технарям с большим стажем, с отменным чувством юмора. У них не нашлось слов для комментария увиденного. Лишь глаза чуть погрустнели. Как легко все можно превратить в фарс.
Живем от акции до акции...
Мой друг, немного моложе меня, побывал как-то в музее космонавтики на Мысе Канаверал в США. Посидел в кабине настоящего космического корабля, понажимал там на все кнопки, полетал с помощью компьютера на шаттле. Его, 50-летнего мужчину, эти аттракционы удивили, заворожили, он рассказывал о них с восторгом. Затем их группу туристов провезли по всему космодрому, показали стартовую площадку. Друг говорил, что уйти оттуда без какого-то значка, буклета или другого сувенира трудно.
Американцы гордятся своими достижениями в космосе. Делают щедрую рекламу тому, что уже не является секретом.
Почему же мы не говорим о наших успехах в этой сфере постоянно, а сводим все к единичным пышным акциям? В газетах, разумеется, появляются в Год космонавтики отдельные небольшие интервью с ветеранами-ракетостроителями. Но нет продуманной программы по изданию их воспоминаний книжной серией, пусть даже только для библиотек. На местных эфирных ТВ-каналах не видно подробных фильмов о той эпохе, неспешных бесед с инженерами, рабочими, поднимавшими космическую отрасль. Мы должны знать их имена, почитать их.
Почему в музее "Самара космическая" до сих пор на вооружении лишь указка да тихий голос экскурсовода? Где продвинутые компьютерные интерактивные программы о полете Юрия Гагарина, о первом выходе в открытый космос Алексея Леонова? Или мультимедийные программы по сборке первых кораблей "Восток" и "Союз"?
Взрослый человек, конечно, увидит в экспозиции старые фотографии и вспомнит о былом. А мальчишке 12-15 лет не о чем пока вспоминать. Ему нужно все потрогать, проверить, ощутить себя на месте того же Леонова или даже Сергея Королева. Может, он так заинтересуется космонавтикой и пойдет на нее работать? Не все же детям узнавать о космосе из довольно странных, однобоких компьютерных игр.
В последние дни в череде бравурных телесюжетов, посвященных празднику, запомнилось небольшое грустное интервью, которое давал академик Борис Черток, правая рука Королева. 99-летний академик с болью говорил о необходимости новых проектов, о старении отрасли, о том, что молодежь туда не идет из-за невысоких зарплат.
КомментарииОставить комментарий
Дело в том, что это всё уже не наше. Это сделали другие люди, это принадлежало им, они уже почти все ушли или уходят. А мы - да что там, мы опарыши. Жируем на открытой другими нефти...
Так получилось, что я не смотрела новости об открытии «памятника» и вообще пропустила это событие. После того, как прочла Ваш, Игорь, пост, полезла в Интернет, посмотреть фотографии этого «памятника». От увиденного у меня был шок.
Сердце как-то ухнуло вниз и непроизвольно вырвалось – Оооооо….. Нет слов. Да что ж такое! Как можно «ЭТО» называть Памятником Космонавту!
Да, Игорь, очень жаль, но вы, конечно, правы. В жизни наших детей исчезли кумиры. Дети теперь играют не в космонавтов, а в наемных убийц. В лучшем случае, в человека-паука. Но я думаю, что все наладится. У нас ведь всегда так – сначала развалят, а потом восстанавливают.