Кто теперь снимет правдивое кино?
Утром 19 июня меня сильно резануло известие о смерти кинорежиссера Геннадия Сидорова. Он не дожил всего год с небольшим до своего 50-летия, скончался накануне вечером в результате сердечного приступа. Диагноз, увы, распространенный для неравнодушных и творческих людей.
У Сидорова осталось несколько фильмов, недоснятых по тем или иным причинам, и множество других незавершенных проектов. Он был еще актером и продюсером.
Я сразу вспомнил его дебют середины "нулевых" годов, тонкий и честный фильм "Старухи". И вдруг с ужасом понял, что больше никогда не увижу столь же пронзительной картины. Из интервью Геннадия узнал, что его всегда привлекали судьбы обычных людей, о них он и собирался снимать новые фильмы.
"Старухи" Сидорова резко выделялись из потока "киношек" о развлечениях и гламуре последнего десятилетия. Этот фильм показал, что жизнь протекает не только в Москве, но и в российской провинции. Там она даже более открыта и богаче эмоционально.
В далекой глухой деревне где-то на Нечерноземье живет десяток бабушек. Их дети давно разъехались по городам в поисках счастья и богатства. Мужья давно умерли от водки и от тяжелой работы. В деревеньке давно нет света, радио, не говоря уж о телевизорах.
Однако бабушки здесь, нет, не выживают, а именно живут. Они ходят друг к другу в гости, ссорятся, мирятся, хоронят подруг всем своим небольшим миром. Из последних сил обрабатывают огород, делают запасы на зиму. Ведь пенсию в 90-х платили не часто. Фильм рассказывает как раз о тех сумбурных годах.
Для этих старушек подобная жизнь нормальна, они другой и не видели. Они привыкли уживаться с разными соседями, извлекать пользу при любых раскладах.
Рядом с бабушками, в той же деревне, коротает свой век "вечный ребенок", мужчина лет 35 с синдромом Дауна Миколка. Родители, видимо, оставили его здесь еще малышом на попечение своих престарелых родственников, да так и забыли о нем. Тех родственников давно уж нет на земле. Теперь для Миколки все старухи деревни - родня.
Он с готовностью выполняет для них нехитрую работу по хозяйству, может сходить к соседке, отнести ей что-то тяжелое. Эти полуграмотные женщины, конечно же, не стремятся его перегружать. Они просто хорошо знают возможности Миколки и просят сделать то, что ему по силам. Иначе не по-соседски получается. Каждый должен приносить хоть малую, но пользу.
Бабульки стали для него и учителями, и неврологами, и трудотерапевтами. Естественно, ни о каком наблюдении врачей за ним здесь и речи не идет. Лекарств, судя по всему, наш герой много лет, а, может, и никогда, не принимал. Одна надежда на отзывчивость окружающих людей.
В фильме "Старухи" я увидел, пожалуй, впервые в российском кино, не говоря уж о советском, истинное отношение простых людей в России к инвалидам. Не восторженно-отстраненное и не чернушно-гротесковое, какие мы часто встречаем в СМИ. А именно здравое и даже расчетливое отношение: если я сегодня не выручу соседа, то завтра он вряд ли поможет мне. Состояние здоровья человека тут обычно уходит на второй план.
Люди на огромных просторах России привыкли жить годами, десятилетиями в одном селе, поселке и надеется лишь на ближайших соседей. Ни за день, низа год этот уклад не сломаешь. Да и нужно ли его ломать?
Мои родители всегда зарабатывали немного, поэтому оба были вынуждены уходить на службу каждый день. Мне пришлось с малых лет оставаться дома одному. Это, безусловно, приучило меня к самостоятельности. Но мои дела шли бы тогда гораздо труднее без добрых соседок-пенсионерок.
Кого-то из них я мог попросить сегодня подогреть обед, завтра кого-то - помочь мне одеться на прогулку, с кем-то просто посидеть на лавочке у подъезда. Между делом мы неспешно разговаривали, я многое от них узнавал о жизни. Какой собес, какая соцпрограмма дали бы мне тогда больше?!
Я, разумеется, пытался отвечать на заботу своих соседок как умел: приносил им письма из почтового ящика внизу, откладывал для них любопытные заметки из газет, помогал бабулькам писать челобитные в разные инстанции.
Ко мне они всегда относились спокойно. К другим людям с ограничениями по здоровью настороженно и с опаской. Наверное, каждому инвалиду стоит искать своих бабушек и особый путь к ним?
Нам с Миколкой повезло. Каждый из нас нашел своих бабушек вовремя. Несмотря на разные невеселые обстоятельства.
Помню, как я удивился, прочитав, что половина актеров, снявшихся в "Старухах", непрофессионалы, так был сыгран и органичен их ансамбль.
Только Валентина Березуцкая, сыгравшая одну из старух, имеет театральный опыт. Остальные бабушки играли самих себя. Тут проявилось высочайшее мастерство режиссера, его знание судеб людей, своих непрофессиональных актеров. Сидоров так умело их ведет, выстраивает мизансцены со старушками, что нет и подозрения на импровизации в монологах героинь.
Роль Миколки исполнил Сергей Макаров, актер московского "Театра Простодушных". Первого в России театра, где играют люди с синдромом Дауна.
Линия Миколки в этом фильме не главная, но она является в нем одной из основных. На нее ориентированы многие сюжетные ходы. Кинорежиссер Геннадий Сидоров не раз повторял в интервью, что намерен продолжать тему жизни инвалидов в нашем обществе. Но говорить о ней хотел также вместе с другими волнующими нас проблемами, не выделяя ее. Как это и происходит в реальной жизни. Хотел в каждом своем фильме снимать Сергея Макарова. Как сейчас сложится судьба этого артиста? Кто теперь снимет для нас правдивое и нескучное кино?
КомментарииОставить комментарий
Меня поразила статья Глушенкова.
Ну вот, скажем, рассказывает кто-то о - ну пусть булгаковском "Мастере". И рассказывает так, что выходит, что это книга про Воланда. Т.е. тот, кто не читал, так подумает: убедительно, даже правдиво, просто не сказано ни о чём прочем, и нет для нечитавшего никакой возможности подумать, что там ещё что-то.
Вот так и тут. Фильм "Старухи" превосходен. Его смотрело не очень много народу. В фильме есть всё, что написано у Глушенкова - только основной сюжет, это всё же прибытие таджикских беженцев и развитие отношений старух с беженцами. Сомнений, что это основной сюжет, быть никак не может: это и бОльшая часть экранного времени, и конец фильма, ну всё там.
Вот и получается, что написав чистую, но не полную, правду, Глушенков обманул любого, кто не смотрел фильма.
Наверно, он не имел этого в виду. Однако факт.
Борис, я писал не о фильме, а о своем отношении к нему. В первые дни после кончины кинорежиссера подробный разбор его картины, думаю, не совсем уместен. Мне хотелось еще раз напомнить о хорошем фильме. Обратить внимание на то новое, что, по моему мнению, в нем было. Ведь не случайно актеру Сергею Макарову за исполнение роли Миколки дали приз «КИНОГЕРОЙ ГОДА» В 2004 г. на кинофестивале «Сталкер».