День забытых дверей. Блог о том, как в старинном Ошевенске старину разрушают
Я люблю бывать на Кенозерье. Эта древняя земля в Архангельской области известна своей природной красотой, глухими лесами и чистыми озерами, а также старинными деревянными церквями и часовнями.
Свободные северные крестьяне строили огромные бревенчатые дома-корабли, многие из которых стоят в деревнях и селах по сей день.
Одно из таких сел – Ошевенск – прославилось тем, что в XV веке на эту землю пришел молодой подвижник Александр Ошевенский. Устроил пустынь для уединенных молитв, которая впоследствии разрослась до целого монастыря, носящего имя своего основателя. Жители села с тех самых пор стали чувствовать себя под защитой святого, жить, как они говорили и говорят, "при обители".
"При обители" означает еще и "себе на уме". Есть в Ошевенске два каменных бывших купеческих дома. Это большая редкость для края деревянного зодчества. Было когда-то три каменных дома, да один уже разломали. Еще в одном устроили магазин. А в доме и лавке купцов Дружининых ранее размещалась школа, теперь на втором этаже дети занимаются внешкольными кружками. Подвал дома до сих пор завален старой школьной мебелью.
Об этом доме и пойдет речь. Вот в таком состоянии мы застали строение 7 октября. Вовсю кипят ремонтные работы, мастера снимают старинные внутренние входные двери и качают головами. Ну и тихо матерятся – само собой.
Выяснили – заказчик переделки – администрация сельского поселения "Ошевенское". Недавно старое здание администрации сгорело, и управленцы задумали переехать в лучший дом поселка, занять весь первый этаж. При этом – оценили ремонт в немалую сумму – 500 тысяч рублей, выписали из соседнего Каргополя рабочих. Причем эти деньги поселение должно обеспечить само, за счет продажи леса. В таком случае всем было бы выгодней просто построить новый деревянный дом.
А матерятся рабочие вот почему – жаль им старинные двери снимать. Жаль заделывать пеноблоками старинную арку и ставить туда типовую железную дверь. Это уже не дом купца Дружинина получится, а Турция какая-то с Китаем вместе. "Лучше бы нашим каргопольским плотникам заказали бы новые двери, раз такое дело", - вздыхают работники. Но больше всего старые двери жалко - посмотрите - на века ведь сделаны, ручки у них медные, и замки все рабочие. Тем более что двойные, со стеклами, воздушная подушка есть - никакой холод не страшен, а за железной дверью все померзнут сразу…"
Мы засняли все это безобразие и направились прямиком в администрацию. Хорошо компания подобралась авторитетная – ваша покорная слуга-фотожурналист, московский архитектор Григорий Тищенков и глава каргопольского турбюро "Лаче" Радик Аднобаев, человек, которому вовсе не безразлична судьба старинных домов в округе. К нам в коридор вышла глава администрации Ошевенска - Людмила Александровна Попова.
Людмила Александровна покосилась на наши визитки, потом на фотокамеры, а в глаза каргопольскому знакомому и вовсе не посмотрела. Отговаривалась морозами, отсутствием денег, ветхим состоянием дома и дверей в частности. Доводы архитектора о бессмысленности железной двери в северных условиях ее не вразумили. А в конце выдала "козырь": скажите, дескать, спасибо, что мы еще стеклопакеты не поставили! Приводила нам "в пример" соседний магазин, который так же изуродовал облик старинного дома.
Жаль, не понимает Людмила Александровна, что, уничтожая старину в своем же селе, она распугивает туристов, которые приезжают в Ошевенск ощутить дух той, прежней жизни русской северной глубинки. Уж лучше устроили бы в соседнем гостевом доме теплые туалеты, взамен холодных в коридоре, а в бывшей лавке купца Дружинина буфет, где всегда для туристов будет кипеть самовар и подаваться пироги-калитки к чаю.
Но увы – головы местных правителей пока не научились мыслить рационально по отношению к своим же ценностям, которые могут поселку и людям приносить деньги. Да еще и выяснилось, что дом не охраняется государством, как памятник архитектуры, а значит, администрация может делать с ним все, что угодно. Хоть снести, хоть башню "Федерация" выстроить на его месте.