Хэллоуин как двигатель прогресса
Вооруженная этим здоровым принципом, я беспечно провела первый десяток лет в Британии. К тому же, в начале 1990-х Хэллоун еще не окончательно раскрутился по нашу сторону Атлантики, и редкие детишки в масках, шастающие по чужим домам с требованием конфет и шоколадок, погоду почти не портили.
Однако коварным американцам явно оказалось недостаточно того, чтобы доллар служил универсальной резервной валютой, им захотелось, чтобы ничем не виноватый мир праздновал еще и их праздники.
Навязать англичанам "День благодарения" не удалось и вообще было бы глупо, учитывая, что таким образом американцы до некоторой степени отмечают свое освобождение от Лондона. А вот Хэллуин... Ну, кто сказал, что привидения и прочая нечисть водятся только в Америке? В конце концов, старый свет на то и старый, что козни дьявола и его приспешников, хотя бы теоретически, имеют там более давние корни.
В этом году я встала перед дилеммой (или дилемма встала передо мной). Или отпускать детей стучать в незнакомые дома с требованием сладостей, или устраивать какую-то альтернативу. Хэллуин столь широко шагает по планете, что скрыться от его вездесущих оранжево-черных тонов практически невозможно.
В качестве альтернативы я предложила домашнюю вечеринку с двумя подругами. Предложение было принято на "ура". Дети стали все чаще дергать меня с требованием срочно приобрести тыкву и каких-нибудь летучих мышей для "украшения" интерьера.
Слава богу, что с тыквами я разобралась заранее. Потому что, когда накануне рокового дня я оказалась в одном из больших супермаркетов, прежде всегда выручавших меня дешевыми штучками для удовлетворения детских потребностей, то оказалась буквально перед пустыми полками.
Нет, не подумайте, что с них были сметены хлеб, молоко или сыр с мясом, но весь отдел, посвященный хэллуиновским прибамбасам, напомнил мне советские торговые точки конца 1980-х. Не было ни-че-го.
От тыкв остались ценник и пустой железный ящик. От игрушек - нелепо шевелящиеся зеленые руки, издающие мерзкое шипение, по запредельной цене. А от украшательств вообще ничего.
Вообще-то мне надо было сообразить раньше, что вышеописанный супермаркет, так же как и три-четыре местных магазинчика, которые я в отчаянии обежала, расположены в районе Лондона, облюбованном американцами. Не знаю, как они ведут себя на родине, но здесь большинство маниакально цепляется за национальные праздники, видимо, чтобы не растеряться в циничной толпе бывших соотечественников (см. XVIII век).
Пришлось, подавляя зубовный скрежет и не взирая на субботу, отправится на поиски необходимого товара 31 октября.
Мне повезло. То ли американцы не добрались до ближайшего ко мне торгового центра на севере Лондона, то ли его руководство переоценило любовь к Хэллуину местных покупателей, но кроваво-страшные товары присутствовали в изобилии.
К тому же сказывалась близость праздника: многие вещи отдавались за полцены. В магазине, специализирующемся по поздравительным открыткам, мне удалось разжиться гирляндой летучих мышей, парочкой надувных пауков устрашающе-дебильного вида, двумя париками, искусственной паутиной с порослью мелкой черной нечисти и могильным камнем из папье-маше.
Некоторое время я всерьез раздумывала, не приобрести ли мне еще и череп из того же материала размером с волейбольный мяч, тем более что, благодаря специальному предложению можно было прихватить два по цене одного.
Однако череп был несколько излишне натуралистичен, и я себе в красках представила, как тащусь с этим неортодоксальным товаром сначала в автобусе, потом по улицам, потом приношу его домой...
За детей я особо не беспокоюсь. В конце концов, они давно уже перестали бояться киношных страшилок и фильмы типа "Ван Хельсинга" воспринимают со здоровой долей скепсиса. Но у меня еще есть мама и собака. И я решила их пожалеть. И, как выяснилось, поступила совершенно правильно.
Пока мои крошки в предвкушении вечеринки с подругами отдувались на уроке музыки, я воспользовалась появившимися у меня двумя часами, чтобы "украсить" комнату. Никогда не думала, что обладаю такими декораторскими талантами: книжные полки скрылись в клубах паутины, в тенетах которой копошилась разная ползучая мерзость, с потолка свисал огромный надувной паук, второй выглядывал из-за кресла, на окно опустился десант летучих мышей, а торжественное место у торшера было занято могильным камнем. Хотелось выть и пить горькую. От безнадеги.
Эффект превзошел мои самые смелые ожидания. Войдя в гостиную, моя бедная мама зябко передернула плечами и сказала, что, пожалуй, проведет вечер в своей комнате. Собака же, при виде слега раскачивающегося на сквозняке огромного паука, испуганно гавкнула и стала быстро пятиться к выходу. Видимо на всякий случай.
Одним словом - вечеринка удалась! Дверной звонок не умолкал весь вечер, и требовавшие "шалость или угощение" детишки в жутких костюмах оприходовали более трех килограммов конфет. Жуткие рожи, вырезанные мною на тыквах с риском для жизни, страшно скалились в темноте, а материальный ущерб ограничился одной сорванной шторой.
Единственное, о чем я жалею, это что мне не удалось раздобыть фосфорной краски, чтобы раскрасить любимое животное по образцу собаки Баскервилей. Тогда ежевечерняя прогулка в парке могла бы иметь особый эффект.
И все-таки, господа, будь моя воля, ничего кроме Рождества и дней рождений мы бы не праздновали. И уж тем более, пусть они, эти самые американцы, сами празднуют свой Хэллуин. Но как-то не получается. Окаянная глобализация и коммерция прокрались и сюда.