Чувство нехватки воздуха
Недавно мне довелось побывать на концерте группы "Лесоповал". Признаться, в качестве поклонников ожидал увидеть крепких мужчин с каменными лицами в темных костюмах. Ну, или как минимум расхлябанных ребят, сжимающих сигареты по-особому – большим и указательными пальцами. Думаю, приблизительно такой образ не находящихся в ладу с законом граждан укоренился в нашем сознании.
К моему удивлению, послушать концерт пришла совершенно разнородная публика: и вполне симпатичные девушки, и уже зрелые пары, и типичные интеллигенты-очкарики. И тогда я в очередной раз убедился, что русский шансон как отдельный жанр – это отнюдь не прерогатива бандитов, жуликов и людей, уже побывавших за колючей проволокой.
Русский шансон или песни неволи – музыка, которая исторически близка моему народу. Вот и концерт "Лесоповала" традиционно начинается со стихов основателя группы поэта Михаила Танича: "О чем поет "Лесоповал"?/ Да обо всем - про то, про это…/ А не про то, кто что сказал/ На сходняке авторитетов. / О том, как плохо воровать,/ И деньги краденые тратить./ И как бы жизнь не прозевать,/ И как ее перелопатить./ Как мы остались ни при чем,/ Когда такие перемены,/ А также - обо всем, о чем / Не услыхать с попсовой сцены".
Михаил Исаевич, на мой взгляд, предельно точно сформулировал контент русского шансона. Когда люди спорят о "пользе и вреде" песен неволи, очень часто приходится слышать один и тот же аргумент – дескать, идет романтизация тюрьмы, воспевание криминальной жизни. Мне думается, что так считают люди, которые достаточно поверхностно знакомились с песнями неволи. Бесспорно, в широкие и размытые рамки направления "русский шансон" можно загнать практически все, что не вписывается в плей-лист традиционной радиостанции. Именно поэтому сюда, зачастую ошибочно, впускают и откровенно маргинальные произведения.
Не сочтите меня адвокатом русского шансона, однако я глубоко убежден, что речь идет о национальной, имеющей исторические корни песне. Песни неволи – это не жанр, появившийся в современной России. Арестантские и острожные песни в большом количестве существовали и несколько веков назад. Можно вспомнить Алексея Толстого со своими "колодниками", которые "поют про свободные степи, про дикую волю поют". Или Огарева, рассказывающего про арестанта, которого "то ль схоронят здесь живого, то ль на каторгу ушлют".
Русский шансон сегодня слушают не только вчерашние сидельцы. Эти песни доносятся из машин вузовских профессоров, сотрудников полиции, судей и прокуроров. Как правило, эти песни отнюдь не превозносят тюремную романтику, более того – наоборот, демонстрируют тяжесть жизни там, в неволе. В основе этих песен подчас – судьба оступившегося человека, совершившего ошибку и не желающего ее больше повторять.
Популярность этого жанра в России, как мне представляется, вполне объяснима. Слишком уж легко в нашей стране оказаться за решеткой.
Вспомнить того же поэта Танича, который в дружеской компании сказал, что немецкие машины лучше наших. Один из услышавших это донес на него, в итоге Танич оказался в лагерях. Думаю, что и за более современными примерами далеко ходить не надо. Видимо, отсюда и полное неверие в судебную систему. Это неверие отдельной темой фигурирует в русском шансоне: "Говорил защитник долго - долго,/ И всего два слова - прокурор!/ Но всего двух слов его хватило, /Чтоб сидел я в зоне до сих пор". Когда я писал этот пост, то натолкнулся на любопытную статью Абрама Терца, который цитировал воспоминания Достоевского о каторге: "…Вследствие мечтательности и долгой отвычки свобода казалась у нас в остроге как-то свободнее настоящей свободы, то есть той, которая есть в самом деле, в действительности".
В моей машине (а именно в ней я преимущественно слушаю музыку) найдется и диск Михаила Круга со ставшим почти легендарным "Владимирским централом", и Александр Розенбаум с не менее знаменитыми "Снегирями" и "Гоп-стопом", и тот же "Лесоповал" с "Белым лебедем" и "Голубикой". И теперь, прочитав вот эти воспоминания Достоевского, мне стал во многом понятен феномен популярности русского шансона.
Убежден, что мы все, люди, живущие в России, вольно или невольно мечтаем о свободе. Понятно, что сейчас, слава Богу, в лагеря за рассказанный на кухне анекдот не отправляют, но с обысками уже приходят. А может быть, мне, журналисту по профессии, особенно остро чувствуется дефицит свободы. Когда, например, редактор просит "не упоминать имя Владимира Путина". Мало ли что, на всякий случай.
У медиков есть термин – чувство неудовлетворенности вдохом, когда пациент испытывает ощущения, при которых ему будто бы не хватает воздуха. Что-то подсказывает мне, что моя страна так дружно "подсела" на свободолюбивый шансон именно по этой причине - воздуха не хватает.
Или потому, что "вся страна разделена на сидевших и сидящих, остальным, вполне возможно, это предстоит"?
КомментарииОставить комментарий
Да вроде как, и не очень популярен. Вроде как, и не все слушают.
Да и не читают...
Тенденция такая - не париться. Чтобы слушать серьёзную музыку, надо в ней разбираться. Я не про классику уже. Джаз брал прилипчивым мотивчиком и пульсирующим ритмом. Это первый крючок, который цеплял слушателя. Но ведь и аранжировки были замечательные! Многослойные, сложные и гармоничные, они расцвечивали мелодию так, что она казалась изумительно красивой. Тексты легковесные. Про любовь, в основном. Про прокурора ни слова. Тексты - резкие и честные - были в роке. Freedom Fighter. Перемен, мы ждём перемен !
Казалось - должно нравиться русскому слушателю. Всем - потому, что поют правду. Но народ тяготеет к релаксу. Музыка теперь создаёт фон, в машине, в баре, дома. Без неё - как без коврика в ванной. Она не должна раздражать. И шансон въезжает в ухо обывателю, как нож в масло. Без проблем. "Пацаны, где тут у вас ещё пивчик ?"
Почему Американцы любят Кантри?
Потому что каждой культуре нравится своя музыка.
Здесь вопрос не в том , что многие сидели, а в литературном и музыкальном вкусе.Музыканту с консерваторским образованием будет просто неинтересно слушать такую музыку, а профессору русской литературы слушать такие тексты, даже если они отсидели лет по 20.Хотя, с точки зрения филологии, тексты шансона имеют ценность как явления русской словесности.Так же как мат и прочие.Но именно как явления, а не для собственного эстетического удовольствия.
Популярность шансона (блатняка) говорит о том, что люди у нас в большинстве, глупы и примитивны. Поскольку рифмы чаще всего бездарны, музыка - 3 аккорда, темы - тюрьма, несправедливоть и все такое. Я не могу это слушать, мне противно. В то же время я очень люблю Высоцкого, который где то близок этой музыке. Но у него настоящая поэзия, свой неповторимый музыкалный стиль, свое лицо. А то, что у нас назвают шансоном - бездарщина. А Розенбаум о особенно.
Расскажу историю из жизни. Пару лет назад во дворе фирмы водители машин поймали двух воров. Они и раньше обчищали авто, а в этот раз вытащили из кабины пакет с 300 т.р. и попались. Один вырвался и сбежал, второго отбуцкали как следует, ногами и монтировками. Охранники полюбовались несколько минут, потом вора отобрали у разъяренной толпы и сдали ментам. Народ искренне недоумевал - да пусть бы и сдох ворюга, кто о нем жалеть будет? Охранники объяснили так: оно конечно, да нам же потом столько бумаг писать, замучаемся. (Знакомый мент из отделения, куда его сдали, потом вспомнил этот случай, посмеялся и сказал, что в участке ему еще раз начистили морду, чтобы не жаловался на недостаток внимания). Так вот, к чему я: почему вор обожают шансон - как раз вполне понятно. Он, скот, слушает слезливую или злобно-романтическую песню и на пять минут ощущает себя не бешеным псом, которому все окружающие искренне желают побыстрее сдохнуть, а как бы человеком, как будто у него тоже есть какие-то человеческие чувства или, смешно сказать, доблесть. Ложное ощущение, конечно, но понять как-то можно. А вот зачем нормальным людям слушать эту дрянь?!
Хотя, по моим наблюдениям, нормальные люди это не слушают. Любой поклонник блатняка, если не полный урод, то все-таки наверняка какая-то гниль в нем есть. И то, что его слушают менты и прокуроры, многое говорит о ментах и прокурорах. И признание Михаила Белого, что у него есть запись Круга с "Владимирским Централом", равносильно признанию в болезни типа триппера. Даже похуже: триппер можно и случайно подхватить.
Думаю, что только в России шансон так популярен, причина - в отсутствии культуры, шансон отражает не только отсутствие внутренней свободы, но и ее нежеланность, несмотря на воспеваемую тоску по ней, это такой психический мазохизм, свойственный исключительно российской нации. Шансон также отражает недоверие народа к власти и стремление жить не по закону - "договариваясь", что говорит об отсутствии у нации культурных традиций, и, в целом - малом историческом пути народа.
Шансон - музыка рабов.
Кое где такое вот звучит (но это конечно пространство, ограниченное по площади):
To Love Is to Bury - Cowboy Junkies 1988
Hills Of Morning - Bruce Cockburn 1979
Ce Qu'on Dit Quand On Tient Une Femme Dans Ses Bras - Jean-Pierre Ferland 1970
Still Thrives This Love - KD Lang 1992
Self Serve Gas Station - Rheostatics 1992
The Canadian Dream - Sam Roberts 2003.
Если этот факт использовать как доказательство(модный прием,кстати),получится - в России шансон не очень то и популярен , но понимаю - популярно то , что старательно и настоятельно предлагают людям .
"... сегодня слушают не только вчерашние сидельцы. Эти песни доносятся из машин вузовских профессоров, сотрудников полиции, судей и прокуроров."
(прошу простить, даже в цитате не могу использовать это название)
Интересненькая подборочка получилась. Характерная. Мне думается, что в этом перечислении не хватает чиновников администраций. А профессора были добавлены после некоторого размышления - кем бы разбавить такую компанию ...эээ... представителей власти.
Для меня очевидно, что льющийся отовсюду блатняк - политический заказ. Такой же, как и матершина на улицах, к которой никто не придирается (если, конечно, матерится не поднадзорное лицо из оппозиции - у того даже мысленную матершину прочтут и к делу пришьют). Надо вот народ отуплять - а на религию ведутся далеко не все. Вот для них и пришлось впору три аккорда, хриплый голос и простые доступные тексты о... о несправедливости? ...о свободе? Да бросьте. Покатайтесь в маршрутке, послушайте. Там набор исполнителей немного отличается от того, что у Вас в бардачке...
"Страшно далеки они от народа..." (с)
Миша, искать в популярности того или иного вида творчества политический контекст неумно - это прямое наследие принципа партийности литературы от отдела пропаганды ЦК КПСС - знак поменялся с плюса на минус, но суть подхода не поменялась... Популярен не только шансон, но и стихи перошки... Вот ими-то я Вам и отвечу:
Кошка бросила котят.
Это Путин виноват.
Зайку бросила хозяйка.
Кто виновен, угадай-ка!
Вот кончается доска
У несчастного бычка.
Наша Таня громко плачет.
Рядом Путин, не иначе.
Свет погас, упал забор,
У авто заглох мотор,
Зуб здоровый удалили,
Иль залез в квартиру вор,
Не понравилось кино,
Наступили Вы в г...но.
У любого катаклизма
Объяснение одно:
Знает каждый демократ,
Это Путин виноват!
Но репрессии боятся,
Оттого-то и молчат.
Среди ночи к вам придёт
Этот страшный мужичок
И ухватит за бочок.
Ну и еще одно популярное в народе - "афтар выпий йаду"
"афтар выпий йаду"