300 секунд добра
Вчера, когда я томился в длиннющей очереди в ГИБДД, ко мне подошел совершенно несчастного вида старичок.
"Парень, - обратился он ко мне. – Выручи меня, пожалуйста. Помоги заполнить заявление". Он без преувеличения трясущимися руками протянул мне бланк и шариковую ручку. Оказалось, что пенсионер несколько дней назад потерял водительское удостоверение и теперь пришел, чтобы сделать дубликат. Но на свою беду позабыл дома очки, поэтому и не мог заполнить всего несколько строчек заявления. Я сразу же согласился помочь старичку, да и просьба-то, согласитесь, была элементарной.
"Тебя ж мне в помощь Бог послал", - рассыпался в комплиментах пожилой мужчина. "Да бросьте вы уж меня благодарить, тут всего каких-то три предложения надо написать",– улыбнулся я ему. "Понимаешь, парень, я полчаса убил – все этажи обошел, просил, чтобы помогли. Представляешь, никто не согласился. Отмахиваются и все на этом. Я уж было совсем отчаялся и решил домой – к себе в райцентр", - пожаловался старичок.
Признаться, я был до глубины души поражен. До этого момента я всегда с улыбкой воспринимал все эти "трафаретные" истории из начальной школы, когда учителя рассказывали детям, что надо всегда помогать пожилым людям: переводить их через дорогу, нести тяжелые сумки и т.п. Однако всегда считал, что все эти действия являются само собой разумеющимися, то есть над ними и задумываться не надо – это вроде как помыть руки и закрыть за собой кран.
Однако современная жизнь подбрасывает такие примеры буквально на каждом шагу. В отделении банка пожилая женщина никак не могла разобраться с тем, как пополнить счет мобильного телефона при помощи платежного терминала. Она неоднократно обращалась к людям, стоявшим рядом, но слышала в ответ одну и ту же фразу: "Бабушка, совсем некогда! Давай уж как-нибудь сама". Женщина вздыхала, безуспешно тыкая по кнопкам устройства. И было видно - кто-то откровенно отмахивался от старушки, кто-то отворачивался, отводил в сторону глаза, словно и не слышал просьбы вовсе.
На заполнение заявления автомобилиста-бедолаги я потратил три минуты. На помощь бабушке ушло, пожалуй, не более двух минут. А теперь задумайтесь – пять минут времени. Неужели это так много? Неужели мы не в состоянии потратить 300 секунд на то, чтобы облегчить людям рядом с нами жизнь, не прилагая к этому практически никаких усилий?
Моя хорошая знакомая Эля Шайдуллина рассказала еще более страшную историю. Стою, вспоминает девушка, зимой на остановке, жду маршрутку. "Вдруг замечаю, как по тротуару идет мужчина, а потом через что-то перепрыгивает – мне из-за сугроба не видно. Перепрыгивает и идет дальше. За ним еще один осуществляет такой же маневр. Мне стало даже любопытно, подошла поближе к тротуару и обомлела: лежит женщина. Оказалось, что ей плохо стало".
Как потом выяснилось, у женщины, страдавшей сахарным диабетом, внезапно ухудшилось самочувствие, и она упала. При этом прохожие – взрослые мужики – в буквальном смысле перешагивали через нее. И каждый из них наверняка находил какие-то свои оправдания – дескать, переборщила с алкоголем перед Новым годом, что идти не может. Впрочем, и сама моя приятельница оказывалась в схожей ситуации – однажды упала в обморок на улице, а прохожие ее старательно обходили.
Вот именно подобные истории и подрывают устоявшееся мнение об отзывчивости и широте души русского человека. В такие моменты мне становится страшно – как можно перешагнуть через упавшего на улице человека? Как можно пройти и не оказать помощь?
Не надо искать объяснения и додумывать, кто перед вами – перебравший на празднике гражданин или подросток, употребляющий наркотики. Даже если это и так, то и первый, и второй одинаково нуждаются в помощи. И не нам с вами их осуждать.
Этой главной заповеди – подойти к человеку, оценить ситуацию и, если требуется, помочь ему – меня научил мой родной брат, оперирующий хирург. Я просто не могу представить, чтобы он мог пройти мимо нуждающегося в помощи человека.
Я с большим уважением отношусь к своим читателям, и мне совершенно не хочется объяснять умным людям, что такое хорошо, а что такое – плохо. Хочу лишь сказать одну вещь – сделать окружающий наш мир счастливым не так и трудно. Думаю, что для этого достаточно каждому из нас уделять хорошим поступкам хотя бы пять минут в день. Взамен вы получите благодарность и, что самое главное – ощущение собственной порядочности.
КомментарииОставить комментарий
"Вот именно подобные истории и подрывают устоявшееся мнение об отзывчивости и широте души русского человека."
Русская душа должна быть воистину широкой, чтобы в ней одновременно помещались и "устоявшееся мнение об отзывчивости" и десятки историй о том, как перешагивают через больного человека. Предлагаю ширину русской души измерять в подслеповатых пенсионерах.
Не стоит упускать возможность сделать доброе дело.