ý

Архив 2009-12

Об остервенелой политкорректности

За бесконечной предрождественской суетой, подарками, продуктами, планами и организационным хаосом, религиозный смысл этого праздника как-то совсем исчезает за горизонтом. Разумеется, если вы человек не воцерковленный.

Меня, например, еще в период пионерско-атеистского мировоззрения, всегда интересовало, как один и тот же Иисус может отмечать два дня рождения в году.

Но как бы не изменились с той поры мои представления о духовном, одно остается неизменным - в церковь я по-прежнему не хожу. Что не мешает мне с уважением и пониманием относится к тем, для кого Рождество - это, прежде всего, религиозный праздник. Тем более что таких в нашей, большей частью, скептически настроенной стране, становится все меньше.

Ну да ладно, что уж там говорить о христианстве, когда от простой терпимости скоро мало что останется. Христианам в Британии приходится нелегко.

Олив Джонс, учительница из Сомерсета потеряла работу. И не потому, что была плохой учительницей, орала на учеников или не знала предмета. Нет. Незадачливая математичка предложила помолиться за выздоровление одной из своих учениц.

Казалось бы, что должна сделать неверующая мама больной девочки? Ну, например, сказать: "Спасибо" или "Спасибо, не стоит. Мы не верующие".

Нет, мама поступила в духе умирающей Вали из стихотворения Эдуарда Багрицкого "Смерть пионерки". Само упоминание о религии настолько ей неприятно, что отправилась мама к местным властям и заявила, что учительница попыталась "навязать" ей свои религиозные представления.

Дело дошло до разбирательства в вышестоящих инстанциях, а бедная миссис Джонс справедливо считает, что ее безупречная учительская репутация испорчена.

Вы думаете все вышеописанное это какой-то экстремальный случай? Не совсем.

В прошлом декабре медсестра из городка Вестон-супер-Мейэр, что на юго-западе Англии, была отстранена от работы, потому что... предложила помолиться за здоровье престарелой пациентки, когда навещала ту дома. Бедную медсестру восстановили только после возмущенной кампании в местной прессе.

В июле Дюк Амахри, местный чиновник, работавший с бездомными, был уволен Вондсвортским городским советом за то, что, утешая смертельно больную женщину, он призвал ее "надеяться на Бога".

Чем можно объединить эти проявления бюрократического безумия? Нетерпимостью? Отсутствием здравого смысла? Полной неспособностью ставить каждую ситуацию в соответствующий контекст?

Возможно, все вместе.

Но мне кажется главное тут произошедшая смена в общественном, а главное, государственном восприятии религии.

Архиепископ Кентерберийский - высшее духовное лицо Англиканской Церкви заявил в интервью газете "Дейли Телеграф", что "проблема правительственных инициатив, касающихся религии и веры состоит в том, что... они считают их именно проблемами".

Где и как произошли перемены, в результате которых борьба за религиозную, нравственную, расовую и прочие терпимости, перешла в настолько нетерпимую фазу, что проявления христианских чувств любви и сострадания к ближнему вызывают такую нетерпимую реакцию?

Вы хотите уверить меня, что это именно тот самый идеал, к которому стремились лучшие умы человечества, начиная этак с века восемнадцатого? С энциклопедистов и великих философов?

Вы стараетесь всячески затушевать христианские корни Рождества, из тех соображений, что изображение девы Марии и младенца на рождественских открытках могут оскорбить чувства не христиан?

Вы устами мужчин неопределенного возраста со стерильным выражением лица смеете утверждать, что Санта Клаус является плохим примером подрастающему поколению, потому что толст и любит выпить?

А вы давно, кстати, перечитывали "1984" Джорджа Оруэлла? Нет? Может быть стоит?

С Рождеством, вас, господа, и с Новым Годом!

"Образование - моя страсть!"

Сраженная сезонным насморком, я заскочила перед работой в магазин, чтобы запастись салфетками для безнадежно прохудившегося носа.

Протянув молоденькой продавщице одновременно упаковку салфеток и две фунтовых монеты, я также автоматически протянула руку в ожидании сдачи.

Однако на лице у представительницы розничной торговле отразилась тоска. "Извините", - полепетала она, - "Я не могу продать вам салфетки". "Почему?" - немедленно поинтересовалась я, представив, как вытираю рукавом распухший нос, - "Вышел запрет на продажу салфеток женщинам элегантного возраста?"

Чувством юмора продавщица явно не страдала. Дико посмотрев на мою выражавшую фальшивое участие физиономию, она пролепетала: "Касса сломалась. И я не знаю, сколько дать вам сдачи".

Внимание, господа: салфетки стоили £1.62. Мне полагалось 38 пенсов сдачи, что, без участия кассового аппарата, снабженного встроенным калькулятором, эта девушка просто не могла посчитать, ни в уме, ни на бумажке.

Пришлось вызывать хозяина магазина, признаваться в незаурядных арифметических способностях, и даже обещать не требовать сдачи. Хозяин оказался человеком явно склонным к риску и математике. Я немедленно получила свои несчастные 38 пенсов и салфетки.

Все это навело меня на мысль, что иногда газеты пишут правду. Какое-то время назад в них промелькнула информация о том, что управляющие директора наиболее популярных супермаркетов Теско и Сейнсбюри жалуются на уровень образования молодежи, которая приходит к ним на работу после школы.

Мне-то всегда казалось, что розничная торговля на уровне кассы не требует знания ядерной физики, а также чтения Гомера в подлиннике. Потенциальный работник кассового аппарата должен обладать элементарными знаниями счета и письма, вежливой улыбкой и быстрыми пальцами. Но получается, что нынешние выпускники не могут вычесть 162 из 200 без помощи калькулятора.

И это, господа, говорю не я, а утверждают люди, которые этих самых выпускников вынуждены принимать на работу. А, приняв, немедленно организовывать курсы на уровне начальной школы, чтобы "новобранцы" хотя бы могли с ходу сообразить, что 15, например, больше 5.

Арифметику, разумеется, изучают в начальной школе, но без азов невозможно продвинуться дальше, и детишки, так и не освоившие сложения в пределах сотни или таблицу умножения, никогда не смогут перейти к более сложным разделам, потому что без знания, что дважды два - четыре, а трижды три - девять, далеко не уедешь.

Видимо, проблемы с обучением детей математики существовали в Британии довольно давно. Ибо, придя к власти, тогда еще молодой и энергичный Тони Блэр сумел пробраться в душу каждого британца, утверждая, что он все свои силы посвятит трем главным целям: "Образование. Образование. И образование". Зал взрывался аплодисментами, особо чувствительные сторонники не могли удержать слез.

Все это произошло лет десять назад. Сравнительно недавно преемник Блэра Гордон Браун признавался коллегам по палате общин, что: "Образование - моя страсть!"

Не знаю, смогло ли бы какое-то другое правительство сделать что-то для улучшения уровня государственного образования в этой стране (частное, это уже другой коленкор), но не далее как в понедельник газеты вышли с душераздирающими заголовками: "50000 выпускников начальных школ не умеют читать и писать". Тут же прилагались рейтинги государственных школ по Лондону, из которых можно было узнать, что если в лучших школах 100% одиннадцатилетних способны читать, писать и излагать в пределах предложенной программы, то в худших этот же процент спускался до...17!

Вы только подумайте, в XXI веке, в одной из наиболее развитых стран мира, в финансовом центре Европы в ряде школ только 17 детей из 100 усваивали программу начальной школы достаточно для того, чтобы продолжать учиться дальше! Я бы на месте министров образования совершила коллективное харакири.

И что же? Министры подали в отставку? Ничего подобного. С милой улыбкой нам сообщили, что в образование было вложено столько-то миллионов фунтов, что ситуация постоянно улучшается, и вообще нечего огород городить и панику распространять.

Политикам, разумеется, надо врать с улыбкой на лице. Это часть необходимых для профессии качеств. Но давайте будем иметь хоть какую-то совесть! Когда учителя стонут, что большую часть времени вынуждены заниматься заполнением бумажек и выполнением инструкций, а не обучением детей, тогда надо или отменить инструкции, или школы. Очевидно, что и то, и другое сосуществовать одновременно не может.

Родителям, озабоченным будущим своего потомства приходится выкручиваться. Процветают репетиторы и школы, занимающиеся обучением элементарных навыков в языке и математике по японской методике, которая заключается исключительно в постоянном повторении простых действий, до тех пор, пока они не начинают выполняться автоматически.

Вспоминая свою среднюю школу, вынуждена признать, что система каждодневных домашних заданий делала свое дело. Разумеется, советские школы были озабочены идеологией, но понятия не имели о политкорректности.

Поэтому математика оставалась математикой, физика - физикой, география - географией и так далее. В то время как последнее гениальное предложение, исходящее из Министерства образования Британии заключается в том, чтобы дети в начальной школе изучали не основы вышеперечисленных дисциплин, а, например, глобальное потепление.

Я не шучу. Таким образом, решили бюрократические гении, дети будут получать представления о каждой из наук, но в свете политически корректного и актуального предмета, который поможет им стать экологически подкованными гражданами будущего.

Тот факт, что такая экологическая подготовка не способствует изучению того же правила буравчика или элементарных правил взаимодействия кислот со щелочами, их не волнует.

А поэтому, если я сумею наскрести необходимую сумму для обучения детей в частной школе, то положу зубы на полку, но их туда отправлю. Чтобы лет через двадцать, столкнувшись с близкой родственницей моей арифметически безграмотной продавщицы, они могли бы спокойно сказать: "Вы должны мне 38 пенсов. И позовите менеджера, пожалуйста".

ý iD

ý navigation

ý © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.