Мистер Браун, ай-ай-ай, как нехорошо...
"Немедленно включай бибисишные новости,- раздался в телефонной трубке взволнованный голос, - там Браун сморозил такое!"
Резко взяв с места в галоп, я подлетела к молчавшему ящику и лихорадочно схватилась за пульт. Черный экран осветился лицом премьера, который, почему-то стоя около ничем не примечательного домика с приклеенной неестественной улыбкой на лице, непрерывно каялся и благодарил, благодарил и каялся, говорил, что недопонял, что все было совсем иначе, что уже все хорошо...
Ситуация разъяснилась в ближайшие же минуты. Ай-ай-ай, как нехорошо. Ну, как можно быть таким невнимательным, и прежде чем пуститься в откровенный разговор с соратниками по борьбе не отключить микрофончик? Искренность и честность - это, конечно, хорошо (теоретически), но кто же правила игры будет соблюдать? Потому что в конечном итоге неудача (или полный пиар провал) Гордона Брауна объясняется ничем иным, как несоблюдением тех самых правил.
Думаю, что на свете есть мало людей, которые искренне считают, что политиков заботит народное благосостояние, и что искреннее выражение любви и симпатии во время предвыборной кампании надо принимать за чистую монету.
Трудно представить, что, лучезарно прощаясь и пожимая протянутые руки, политики, садясь в машину, не начинают выпускать пар и откровенно говорить о том, что они по поводу нас всех думают. Возможно, что и демократию поносят почем зря. Другое дело диктатура. Там все понятно и притворяться не надо, потому как даже если выборы и проводят, то их результат всем хорошо известен заранее.
Итак, что же сморозил незадачливый пока еще премьер? Был он в городке Рошдейл, неподалеку от Манчестера, к нему подвели угрюмую пенсионерку, которая решила воспользоваться своими секундами славы и обрушила на Брауна мрачную критику и иммиграционной, и экономической политики. Бедолага Гордон отбивался, как мог, причем с улыбкой на лице, а потом сел в машину и отвел душу.
Я подозреваю, что все сказанное им вам и так известно, но дело в тонкостях перевода. Назвав миссис Даффи "bigoted woman", Гордон Браун совершенно однозначно выразил к ней свое отношение. Потому что, если предположить, что среди своих премьер изъясняется сугубо литературным и необидным языком, тогда получается действительно "узколобая женщина". Однако, учитывая, что нынешний премьер и так имеет взрывной темперамент, о чем всем прекрасно известно, скорее всего контекст сказанного лучше всего передается словосочетанием "упертая баба".
Таким образом, мы имеем дело с потенциальным главой правительства, который, попотев несколько минут, пытаясь ответить на непростые вопросы своей же избирательницы (потому как миссис Даффи сама призналась, что всегда голосовала за лейбористскую партию) и публично поблагодарив последнюю за беседу, 10 секунд спустя назвал ее "упертой бабой".
С моей точки зрения никакие извинения уже не помогут спасти дело. С одной стороны, покажите мне человека, который никогда за глаза не говорил о ком-то ничего плохого, и я скажу вам, что он или лжец, или святой. Святые как-то все больше наперечет, значит остается первый вариант. С другой - дело в вопросах, которые задавала лидеру лейбористов мрачная пенсионерка. Те же самые вопросы вертятся на языке у доброй половины коренных англичан, вне зависимости от их политических пристрастий, потому что они так видят нынешнюю политическую ситуацию: "Рабочих мест не хватает, так почему же напустили в страну такое количество иммигрантов из Восточной Европы?" и "А есть ли у вас план того, как справиться с бюджетным дефицитом и долгом? Или вы собираетесь ближайшие 40 лет непрерывно повышать налоги?"
Надо отметить, что если на первый вопрос Браун еще как-то ответил, то второй полностью проигнорировал. Итак, человек, который претендует на самый высокий пост в стране, считает "упертыми" добропорядочных британских граждан, а встречу с ними определяет как пиар кошмар? Нехорошо-с!
Еще один штришок. В интервью Би-би-си, которое было, кстати, заранее спланировано, и состоялось непосредственно после неудачного ляпа, Браун сначала применил замечательную словесную формулу: "Я, конечно, прошу прощения, если я все это вообще говорил". После чего ведущий (как я подозреваю, не без злорадства) проиграл ему окаянную запись. Премьер схватился за голову. Чисто, как говорится, конкретно. После чего тон объяснений незамедлительно сменился. Пришлось признаваться.
"Я недопонял", - говорил Бран. И буквально через 20 секунд: "Я совершил ошибку, я неправильно понял", и еще через пару фраз: "Это просто недопонимание".
Хм, если дело обстоит именно так, нынешнего премьера и близко нельзя подпускать к Даунинг-стрит, потому что не понять, что ему говорила миссис Даффи, было просто невозможно.
Однако, господа, как бы то ни было, а сказать, чем это все закончится все равно нельзя. Потому что в том, как люди голосуют, зачастую присутствует известная формула: "Верую, потому что абсурдно". В данной ситуации: "Все равно буду голосовать за лейбористов".
Хотя наверняка найдется немало избирателей, которые, возмутившись столь явными нарушениями правил избирательного кордебалета, или вообще не придут на выборы, или проголосуют за кого-то еще, а в той напряженной схватке, которой неожиданно обернулись британские выборы, это может иметь решающее значение.
И, наконец, последнее. Для того чтобы ляп Гордона Брауна стал широко известным общественности, пресса должна чувствовать себя достаточно свободной, чтобы немедленно вцепиться в такую замечательную новость бульдожьей хваткой, не опасаясь последующих репрессий.
В конце концов, только боязнь подобной огласки и держит всех этих политиков в рамочках (хотя и не в ежовых рукавицах) и заставляет их соблюдать те самые, нигде не прописанные, но всеми признаваемые правила игры. "Игры, в которые играют люди, люди, которые играют в игры".